Главная Статьи Гуманитарная страна 2022 Война в Украине: как фонд Сергея Притулы заботится о военных и гражданских
commentss Статьи Все новости

Война в Украине: как фонд Сергея Притулы заботится о военных и гражданских

В спецпроекте "Гуманитарная страна" Сергей Притула и волонтеры фонда - о войне, помощи ВСУ и гражданским, конфликтах и главных препятствиях

4 апреля 2022, 08:00 comments5580
Поделитесь публикацией:








Вторжение Российской Федерации на территории Украины 24 февраля 2022 сплотило украинцев как никогда раньше. Большая война, развязанная страной-агрессором против нашего государства, не оставила в стороне ни обычных граждан, ни публичных лиц. Еще 26 февраля известный украинский телеведущий, общественный и политический деятель Сергей Притула объявил о создании волонтерского штаба в Киеве, которому только за один день удалось собрать средства для приобретения дронов для нужд Вооруженных Сил Украины. И уже больше месяца волонтеры фонда непрерывно работают, чтобы помогать не только военным, но и гражданским украинцам. Портал "Комментарии" в рамках эксклюзивного спецпроекта "Гуманитарная страна" пообщался с основателем штаба Сергеем Притулой и волонтерами, которые помогают противостоять врагу в это сверхсложное для Украины время.

Война в Украине: как фонд Сергея Притулы заботится о военных и гражданских

Как фонд Притулы заботится о военных и гражданских - коллаж "Комментарии" Д. Романюк

"Если не знаешь, что купить, дай волонтерам, занимающимся этим с 2014 года, они знают, как это лучше использовать"

Виктор Гольдский (владелец медиагруппы "Комментарии"): Подскажите, как у вас организована работа склада? Сколько работает людей, есть ли кураторы?

Сергей Притула: Где-то человек 30. Соответственно, они разбиты на группы. Кто занимается коммуникацией, кто закупкой, а есть и те, кто кормят тех, кто занимается всем остальным. Есть люди, которые занимаются большими закупками, есть те, которые занимаются мелкими. Первая неделя-две не все было четко с организационной стороны. На первой неделе, все что мы имели, раздавалось во все стороны, всем без исключения. Затем мы подошли к работе более структурированно, отталкиваясь от опыта 2014-2015 годов, когда мы поняли, что либо есть четкость коммуникации с военными подразделениями, с выходом на руководство, с согласованием их запросов, либо будет что-то не то.

Виктор Гольдский: По каким направлениям штаб работает больше всего?

Сергей Притула: Есть определенные приоритетные направления, которые нам понятнее. Давайте откровенно, с основной массой тех подразделений, которые сейчас вовлечены в боевые действия, мы коммуницировали последние 8 лет. Конечно, в бой они пошли первыми, и мы получили от них большое количество запросов. Но на параллельном курсе стали появляться силы территориальной обороны, с которыми мы начали сотрудничество в январе. Это были совместные проекты с фондом "Вернись живым".

Виктор Гольдский: Тогда была мысль, что может быть война?

Сергей Притула: Война уже 8 лет, и мы понимали, что нужно быть готовым ко всему. Мы помогали некоторым полкам и бригадам с развертыванием операционных центров, мобильных штабов. Помогали Генштабу сил территориальной обороны и уже приступили к развертыванию штабов сил территориальной обороны в регионах. Нам немного не хватило времени, но мы отходили от имеющихся финансовых возможностей. Теперь есть четкая коммуникация. Есть люди, закрепленные в каждом крупном подразделении по вопросу обеспечения.

Местами мы не знаем, что делать. Например, приезжает человек из территориальной обороны, из, условно говоря, региона, который не в боевых действиях и ему согласно списку нужно обеспечить 150 человек из его отряда. То есть ему нужно, кроме 150 форм, берц, шлемов, еще 150 тепловизоров. Чтобы у каждого бойца он был... Сейчас нам привезли сто тепловизоров. Это 150 тысяч евро. То есть, понимаете...

Война в Украине: как фонд Сергея Притулы заботится о военных и гражданских - фото 2

Виктор Гольдский: Возникают ли конфликты при оказании помощи нуждающимся?

Сергей Притула: Конфликтов очень много. Мы не конфликтуем с военными. Люди, которые на войне, все понимают. Основная масса конфликтов возникает с тысячами волонтеров. То есть с теми, кто стал волонтером после 24 февраля. Они очень часто сюда приезжают, но это очень несогласованное движение. За день может приехать десять волонтеров от одного подразделения, и каждый с одним и тем же списком. Мы им говорим, пусть приедут военные, если это безопасные регионы, где нет боевых действий. Но человек говорит, что он верифицированный волонтер и с ним все согласовано. Мы даем то, чем можем поделиться. Затем приходит еще 9 верифицированных волонтеров. Но мы уже дали тому, кто пришел первым. И все эти 9 волонтеров выходят отсюда несчастливыми, потому что наш фонд им не дал и они думают, что мы чем-то не делимся.

Эта коммуникация отнимает больше времени, чем коммуникация с военными. Некоторым может показаться, что мы монополизировали ту или иную отрасль, а я уже слышал, что мы выкупили всю амуницию. Это выжигает изнутри. Ты хочешь, чтобы у тебя был высокий коэффициент полезного действия и сосредоточить внимание на помощи военным, но в тот же момент ты должен реагировать на то, что кто-то тебе говорит: "Я знаю, что вы это все скупили, но вы нам ничего не даете". Пусть приезжают и смотрят. У меня дверь открыта.

Виктор Гольдский: Давайте о казусах. Видел видео, когда вы показывали шлем с красной звездочкой.

Сергей Притула: Я не могу это назвать казусами. Это неэффективное использование денег. Люди, не ориентирующиеся, что именно нужно купить, покупают все, а затем присылают это сюда. Когда нам пришла партия 214 румынской или югославской армии 1973, я сначала посмеялся. Когда мне коллега из нашего львовского состава прислал видео, которые им доставили строительные каски, я смеяться перестал. Лучшее, что я видел – жокейский шлем. Шесть мешков жгутов из Польши пошли в мусорку. Кто-то за это заплатил. Это были жгуты с 1974 по 1983 год, оно уже гнилое, нельзя такое передавать. Я всегда говорю, если не знаешь, что купить, дай волонтерам, занимающимся этим с 2014 года, они знают, как это лучше использовать.

"Масштабы проблемы сейчас в 10-20 раз больше"

Виктор Гольдский: Скажите, пожалуйста, на чем специализируется фонд Притулы? Кто может прийти сюда, чтобы получить помощь?

Мария (коммуникационница штаба) : В первую очередь это военные, те, кто сейчас выполняют боевые задания, те, кто на горячих точках, те из подразделений, которые защищают Киев и Киевскую область. Например, если это ТрО, стоящее где-то в более глубоком тылу, например, в западных областях, мы сейчас эти нужды не можем физически закрыть. Поэтому мы откладываем их на потом, когда у нас будут большие ресурсы. Сейчас наш фокус на военных на передовой, которые каждый день в открытом контакте с россиянами, где их обстреливают. Так же фонд Притулы сейчас занимается и гуманитарной помощью. У нас большой склад на другой локации и Киеве, в который возят гуманитарную помощь из Европы. Затем эту гуманитарку распределяют по городам, которым это сейчас необходимо. Но, конечно, фокус №1 – это военные.

Война в Украине: как фонд Сергея Притулы заботится о военных и гражданских - фото 3

Виктор Гольдский: Гуманитарная помощь для гражданских это: еда, одежда..?

Мария: Да, это еда, одежда, очень много детского питания, памперсы и т.д. Также очень много лекарств и специфических лекарств, например, инсулин. Из интересных поставок есть оборудование, переданное в один из донорских центров в Украине. Там очень сложная техника.

Виктор Гольдский: Что сегодня очень нужно военным?

Мария: У нас в фонде вам скажут, что очень нужно все. Также Сергей Притула очень часто сравнивает, что нам нужно сейчас с нуждами, которые были в 2014 году. Но масштабы проблемы сейчас в 10-20 раз больше. В первую очередь – это броня и экипировка. Это бронежилеты, каски, наколенники. Во вторую очередь – это аптечки. Также это технические средства – дроны, тепловизоры, приборы ночного видения и рации.

Виктор Гольдский: Может показаться, что наши военные вообще не были экипированы до ведения боевых действий...

Мария: Были. Но война у нас была в двух областях, а сейчас по всей стране. Кроме того, у нас есть территориальная оборона, которая от государства получает только вооружение, а остальные нужды они должны покрывать сами. Плюс, потребности ВСУ выросли сейчас. Многие воюют, многие ушли добровольцем, поэтому в один момент потребности стали гораздо больше.

Виктор Гольдский:   Если человек придет к вам и спросит, может ли он вам помочь? Как для вас человек может быть полезен?

Мария: Мы собираем данные приходящих. Мы их записываем. Если нам нужна помощь, мы обратимся. Особенно ценная помощь – люди с автомобилями. Особенно те, кто может ездить не только в пределах Киева, но и дальше. По состоянию на данный момент все ключевые задачи уже закрыты людьми. Мы не можем брать людей. Но если помощь с машинами или если человек может в своей общине собрать деньги, что-то купить и привезти...

Виктор Гольдский: Есть ли лимит помощи на одно подразделение?

Мария: Нет. Мы не пытаемся делать так, чтобы одному подразделению выдать все, а другому ничего. Мы стараемся распределять по потребностям.

Виктор Гольдский: Есть ли у вас коммуникация с другими гуманитарными фондами?

Мария: Мы сотрудничаем только с "Вернись живым".

Работа медицинского отделения в фонде Сергея Притулы

Рустем (руководитель медицинского отделения штаба): Я управляю фармскладом в фонде Притулы.

Виктор Гольдский: Как здесь организована работа?

Рустем: Хорошо организованная. Мы работаем посменно, от 10 до 12 часов в день. Я работаю каждый день, а раз в неделю беру выходной. А так все работают посменно.

Война в Украине: как фонд Сергея Притулы заботится о военных и гражданских - фото 4

Виктор Гольдский: Подскажите, пожалуйста, какие лекарства пользуются наибольшим спросом?

Рустем: Сейчас было холодно, противопростудные препараты, противогрибковые мази, согревающие пластыри и так далее.

Виктор Гольдский: Кто самый большой ваш донор по лекарствам? Где больше вы их берете?

Рустем: Лекарства поставляются разными волонтерами из-за границы: Румыния, Италия, Германия. Большинство лекарств мы закупаем на средства доноров, то есть Дарница.

Виктор Гольдский: То есть, наши локальные производители не помогают, они продают?

Рустем: Нет. Дарница поставляла первую партию. Там был широкий спектр лекарств. Ее всю раздали. А потом мы закупали.

Виктор Гольдский: Когда человек или волонтер к вам приходит, он разбирается в лекарствах, или говорит: "Дайте что-то, что есть"?

Рустем: Есть разные люди. Если человек не знает, что ему нужно, то мы его направляем по запросу, чтобы ему помогли. Есть организованные люди, приходящие сразу со списком, например, начмеды воинских частей, врачи из больниц.

Виктор Гольдский:   Что нужно больницам, на что самый большой дефицит?

Рустем: Есть разные больницы. Например, в "Охматдет" мы отдаем все детские лекарства, парацетамолы детские, ибупрофен и т.д. Во взрослых больницах, например, в Институт ортопедии мы отдаем лангеты, шины, фиксаторы, детали для аппарата Елизарова. Работаем по направлениям.

Виктор Гольдский: Как вы оцениваете объем помощи по медикаментам? За месяц вашей работы, на какую сумму вы получили медикаментов?

Рустем: Не могу сказать. Это невозможно сосчитать. Я могу примерно посчитать, сколько мы отдали, потому что мы ведем отчет и учет того, что отдали. В день примерно 30-60 запросов. Почти все мы можем удовлетворить. 

Гуманитарное направление фонда Сергея Притулы 

Виктор Гольдский: Каким направлением вы занимаетесь?

Петр (волонтёр вещевого отдела штаба): Гуманитарным больше. В целом у нас все объединено. Есть и еда, сигареты, есть и зубные пасты, щетки, химия. Все, что у нас есть, все выдаем.

Виктор Гольдский: Гражданским или военным?

Петр: Конечно, в первую очередь, военным. Но если приходят гражданские и они в чем-то нуждаются, то, конечно, мы их ничего не отпускаем. Если у нас есть такая возможность, и можем дать то, что им нужно.

Война в Украине: как фонд Сергея Притулы заботится о военных и гражданских - фото 5

Виктор Гольдский: Есть ли у вас предел выдачи в одни руки?

Петр: Конечно. Все зависит от того, сколько и чего у нас есть в наличии. Бывает такое, что мы даем и по пять единиц чего-то, бывает даем 10. Вы должны понимать, что у нас не масштабные склады. Бывает, что завезли что-то однообразное и сейчас оно у нас есть, и мы выдаем. Выдаем понемногу, чтобы всем досталось. Таких масштабных партий у нас нет. Что привозят, то мы можем раздать.

Виктор Гольдский: Есть ли у вас план поставок? Чтобы человек пришел, спросил: "Есть ли у вас та вещь, или та?", а вы говорите, что ожидаются поставки и она будет в такое время.

Петр: Бывает, но очень редко. В основном это знают те, кто у нас логистикой занимается и принимает звонки (горячая линия, колл-центр), они выстраивают логистику поставок и планы. Мы здесь на местах занимаемся тем, что у нас есть. Мы знаем, что приехала машина, мы ее разгружаем, выносим, сортируем по отделам и видим, что мы можем дать. Если солдаты приходят и говорят, что им нужно именно то, что у нас есть, мы даем. Заказать что-нибудь нельзя.

Виктор Гольдский: Что вы можете предложить для гражданских?

Петр: Гражданские берут пищу, лекарства, возможно, какую-то одежду. В основном, это приходят пенсионеры. Они могут приходить несколько раз в неделю. Просят лекарства, еду. Мы, конечно, даем. Но в первую очередь мы работаем на ВСУ, чтобы обеспечить солдат на передовой, которые уже в контакте с врагом.

Виктор Гольдский: Люди должны по месту нахождения штаба прийти, чтобы получить помощь? Или у вас налаженная логистика и везете необходимое в горячие точки?

Петр: Конечно. Но мы сначала работали через волонтеров, а теперь работаем непосредственно с представителями определенных подразделений, с их командирами. Потому что должен быть порядок. Есть некоторые представители, которые едут в горячие точки.

Виктор Гольдский: Ваши представители?

Петр: Нет. Это их представители – или командование, или солдаты. Они сюда приезжают, и мы их обеспечиваем.

Ранее на портале "Комментарии" – Гуманитарная помощь: Рада установила уголовную ответственность за нецелевое использование.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: https://comments.ua/ua
comments

Обсуждения

Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!